Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

УСЛУГИ КОМПАНИИ «СЕВЕРЛАБ»

Лабораторные и инструментальные исследования

Наша испытательная лаборатория аккредитована и оснащена современным оборудованием, что позволяет проводить широкий спектр экологических анализов и исследований проб:

  • воды природной, питьевой и сточной,
  • почвы, грунтов и донных отложений
  • атмосферного воздуха,
  • физических и радиационных факторов.

Мы строго соблюдаем установленные методики и стандарты, благодаря чему клиенты получают надежные и точные результаты.

Лаборатория выполняет инженерно-экологические изыскания для проектов строительства – специалисты проводят отбор проб в полевых условиях и последующий анализ в лаборатории, оценивая состояние окружающей среды.
Результаты изысканий дают объективную оценку экологических рисков и рекомендации по безопасности, обеспечивая высокое качество работ в сжатые сроки.

Сопровождение ввода объектов в эксплуатацию

Оказываем услуги по санитарному сопровождению строительных проектов на этапе ввода в эксплуатацию. Это включает в себя подготовку необходимой документации и получение согласований от надзорных органов, чтобы новое здание или сооружение соответствовало требованиям санитарного законодательства. Мы проверяем, что на объекте выполнены все мероприятия, предусмотренные проектом, и оформляем протоколы исследований о соблюдении нормативов.

Сопровождение экологическое объектов

В рамках экологического сопровождения проводится инвентаризация источников воздействия (выбросов, сбросов, отходов) и разработка необходимых паспортов и проектов (например, паспорта опасных отходов, проекты нормативов выбросов и др.), подтверждающих экологическую безопасность предприятия. Такой комплексный подход помогает нашим заказчикам успешно пройти государственные проверки и избежать штрафов за нарушение природоохранных требований

Производственный контроль и мониторинг рабочих мест

Производственный экологический контроль и производственный контроль условий труда и – важные направления нашей деятельности.

Мы проводим необходимые измерения на рабочих местах:
  • микроклимат;
  • освещение;
  • уровень шума и вибрации,
  • содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны и т.д.
В рамках программ санитарно-производственного контроля, что позволяет работодателям обеспечить безопасные условия труда и выполнить требования Роспотребнадзора.

Одновременно наша команда реализует программы производственного экологического контроля (ПЭК) на предприятиях: 
  • мониторинг промышленных выбросов в атмосферу,
  • сбросов сточных вод,
  • образующихся отходов,
  • контролируется соблюдение нормативов.
Согласно законодательству РФ, все организации, эксплуатирующие объекты I, II или III категории, обязаны разработать и утвердить программу ПЭК и проводить мероприятия по экологическому контролю.

Наши специалисты помогают внедрить эту программу:
  • проводят полную инвентаризацию источников загрязнения,
  • организуют отбор проб и лабораторный анализ, а также готовят отчетность о результатах контроля.
Такой комплексный подход позволяет вовремя выявлять отклонения, предотвращать загрязнение окружающей среды и соблюдать все природоохранные нормы.
Установление и контроль границ санитарно-защитных зон предприятий и иных объектов

Установление и контроль границ санитарно-защитных зон предприятий и иных объектов

Проводим измерения по согласованной программе натурных исследований в контрольных точках и на границе СЗЗ.

Обоснование размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий с учетом лабораторных исследований атмосферного воздуха, шума и других факторов воздействия на окружающую среду.
Помогаем получить согласование в Роспотребнадзоре до установления санитарно-защитной зоны на кадастровый учет.

Контролируем соблюдение границ СЗЗ в процессе эксплуатации предприятия.

Постановка на учет объектов НВОС

Мы оказываем услуги по постановке предприятий на государственный учет в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Регистрация объекта НВОС является обязательной для всех предприятий, чья деятельность связана с выбросами в атмосферу либо сбросами сточных вод. С 2019 года эта норма закреплена статьей 31.1

Федерального закона № 7-ФЗ. Постановка на учет включает подготовку и подачу комплекта документов в Росприроднадзор (или региональный орган охраны окружающей среды) и получение свидетельства о регистрации объекта. В процессе определяется категория опасности объекта (I, II, III или IV категория), от которой зависит вид дальнейшей экологической отчетности и требуемые разрешительные документы.

Наши специалисты собирают данные о предприятии, подтверждающие принятые природоохранные меры (о выбросах, сбросах, отходах и пр.), и сопровождают клиента до получения свидетельства. Своевременная постановка на учет позволяет компании избежать значительных штрафов и продемонстрировать статус ответственного экологически ориентированного бизнеса.

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларация о воздействии на окружающую среду – ключевой документ для предприятий, отнесенных к II категории по уровню воздействия на природу. В декларации фиксируются все виды эколо­гического воздействия вашей деятельности: объемы выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образование отходов и другие факторы. Разработка ДВОС требует серьёзной подготовки.

Согласно статье 31.2 закона № 7-ФЗ, подавать декларацию обязаны все юрлица и ИП, работающие на объектах II категории, не имеющие комплексного экологического разрешения. Срок действия ДВОС – 7 лет, после чего её необходимо обновлять, либо раньше при изменении технологий, влияющих на объёмы выбросов/сбросов. Наши специалисты проведут для вас всю работу «под ключ»: от сбора исходных данных о предприятии до расчетов нормативов.

В рамках подготовки декларации мы выполняем:
  • Инвентаризацию всех источников загрязнения (выбросов, сбросов, отходов).
  • Разрабатываем необходимые нормативы: предельно допустимых выбросов (ПДВ), допустимых сбросов (НДС), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  • Оформляем паспорт(а) отходов для всех образующихся опасных отходов.
  • Составляем Программу производственного экологического контроля.
Готовая декларация оформляется по правилам Приказа Минприроды № 509 от 11.10.2018 г. и подается в электронном виде с электронной подписью. В декларации указываются коды и категории объектов, виды деятельности и объемы производства, данные о природоохранных мерах, авариях, полные сведения о выбросах, сбросах и отходах, а также описание системы экологического контроля на предприятии. Мы позаботимся, чтобы ваша ДВОС была подготовлена корректно и вовремя – это позволит избежать штрафов от 20 000 до 80 000 рублей за несвоевременную подачу или отсутствие декларации и подтвердит соблюдение предприятием экологических норм.

Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Разработка программы ПЭК необходима всем предприятиям I–III категорий, и наша команда готова помочь вам выполнить это требование закона. Программа производственного экологического контроля – это внутренний регламент предприятия по наблюдению за влиянием на окружающую среду, включающий графики контроля, методы измерений и порядок ведения документации. По закону “Об охране окружающей среды” (ст. 67, ФЗ-7), каждая организация категории I, II или III обязана не только утвердить программу ПЭК, но и вести журнал контроля и ежегодно предоставлять отчет о результатах в надзорные органы.

Мы разрабатываем для вас полный пакет документов ПЭК:
  • Описываем все источники выбросов, сбросов и отходов предприятия, и планируем показатели контроля для каждого.
  • Устанавливаем перечень мероприятий по охране окружающей среды, включая оперативный контроль параметров (например, проведение замеров выбросов, мониторинг качества сточных вод, проверка мест хранения отходов).
  • Учитываем профиль предприятия – программа индивидуальна для каждого объекта, с учетом его категории НВОС и специфики производства.
  • Опираемся на актуальные нормативные акты: Приказ Минприроды № 74 от 28.02.2018 (методические указания к ПЭК) и ст. 67 ФЗ-7.
Мы также поможем вам внедрить программу на практике: обучим ответственных лиц правилам отбора проб и измерений, настроим ведение журналов и отчётности. Правильно организованный производственный экологический контроль помогает предприятию не нарушать предельно допустимые нормативы, снижать риски аварий и успешно проходить проверки Росприроднадзора.

Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ/НДВ)

Проект ПДВ (или НДВ – норматив допустимых выбросов) требуется практически каждому промышленному предприятию, имеющему источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В рамках проекта проводятся инвентаризация всех источников выбросов и расчет максимально допустимых количеств загрязняющих веществ, которые могут выбрасываться в воздух без превышения санитарных норм. Нормативы ПДВ – это технически обоснованные предельно допустимые значения выбросов вредных веществ и физических воздействий на атмосферный воздух. Проект содержит перечень загрязняющих веществ, их рассеивание в атмосфере, расчёт их концентраций на границе санитарно-защитной зоны с учетом фоновых уровней. Разработанные нормативы рассматриваются и утверждаются территориальным органом Росприроднадзора – именно на этапе согласования проекта ПДВ устанавливаются официальные лимиты выбросов для вашего предприятия.

Мы осуществляем полный цикл разработки проекта ПДВ: собираем исходные данные (технологические процессы, сырье, характеристики оборудования и т.д.), проводим необходимые инструментальные замеры концентраций загрязняющих веществ (при наличии возможности), выполняем расчеты дисперсии согласно действующим методикам и санитарным правилам. Проект оформляется в соответствии с требованиями законодательства (в том числе СанПиН 1.2.3685-21 и методическими указаниями Росприроднадзора) и подается на рассмотрение. После утверждения норматива допустимых выбросов вашему предприятию не потребуется получать отдельное разрешение на выбросы – проект ПДВ фактически заменяет его. Наша помощь в разработке ПДВ гарантирует корректность расчетов и успешное согласование документа.

Проект нормативов допустимых сбросов (НДС)

Если предприятие осуществляет сброс сточных вод в окружающую среду (прямо в водоем или через систему канализации), ему необходим проект НДС – нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. Мы разрабатываем проекты НДС для организаций, которые эксплуатируют или планируют строительство объектов I–II категорий с сбросом сточных вод. В проекте НДС систематизированы данные о составе сточных вод предприятия и рассчитаны максимально допустимые концентрации веществ, которые могут присутствовать в сбросах, чтобы не наносить ущерб водным объектам. Расчеты ведутся на основе гигиенических нормативов качества воды (ПДК веществ в воде) с учетом фонового состояния водоема. Для расчета применяются актуальные методики – в том числе новая методика, утвержденная Приказом Минприроды № 1118 от 29.12.2020.

Наши эксперты проводят инвентаризацию источников сбросов (точек выпуска сточных вод), анализируют технологический процесс очистки воды, подбирают перечень контролируемых веществ. При расчете учитываются разбавление в водном объекте, нормативы качества воды для данного типа водопользования (рыбохозяйственное, питьевое водоснабжение и др.) и пределы 500 м от места выпуска – именно в этом контрольном створе должны быть достигнуты нормативы по новой методике. Результатом работы является проект, содержащий рассчитанные нормативы допустимых сбросов по каждому загрязняющему веществу.

Мы также сопровождаем процесс согласования: проект НДС подлежит рассмотрению в бассейновом водном управлении или уполномоченном органе, который утверждает нормативы сбросов. Грамотно разработанный проект НДС позволяет предприятию легально осуществлять сбросы, не превышая установленные лимиты, и предотвращает штрафы за отсутствие такого проекта (штрафы за нарушение требований по сбросам могут достигать сотен тысяч рублей согласно КоАП).

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Проект СЗЗ разрабатывается для предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду и здоровье населения через выбросы в атмосферу, шум, вибрацию и другие вредные факторы. Санитарно-защитная зона – это специальная территория вокруг производственного объекта, внутри которой устанавливается особый режим использования (ограничения на жилье, соцобъекты и т.д.), чтобы снизить воздействие на людей за ее пределами.

Проект санитарно-защитной зоны включает расчёты рассеивания загрязняющих веществ, анализ уровней шума, оценку других факторов и определяет необходимый радиус зоны, в пределах которого показатели загрязнения снижаются до допустимых санитарных норм. Согласно требованиям, разработка проекта СЗЗ обязательна для объектов I–III классов опасности, а также для предприятий, не имеющих установленной классификации, но являющихся источником загрязнений.

В рамках услуги мы проводим расчёт границ СЗЗ: моделируем распространение выбросов предприятий с учетом метеоусловий, рельефа и фоновых концентраций. Если на границе предполагаемой зоны показатели превышают 1 ПДК (предельно допустимую концентрацию) хотя бы по одному фактору, мы разрабатываем мероприятия по снижению воздействия – например, усиление фильтрации, шумоизоляции, озеленение территории.

Проект СЗЗ не имеет срока давности и утверждается один раз, однако зона может корректироваться, если впоследствии контроль покажет ее недостаточность или предприятие пройдет реконструкцию. Мы сопровождаем проект до получения санитарно-эпидемиологического заключения: подготавливаем пакет документов для экспертизы в Роспотребнадзоре. Несоблюдение требований по установлению СЗЗ влечет серьезную ответственность – штраф до 100 000 рублей или даже приостановку деятельности до 90 суток. Наш опыт гарантирует согласование проекта СЗЗ и обеспечение санитарной безопасности вокруг вашего предприятия.

Проект зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения

Для предприятий, которые используют собственные источники питьевого водоснабжения (артезианские скважины, колодцы, водозаборы из рек или озер), мы выполняем разработку проекта зоны санитарной охраны (ЗСО). Зона санитарной охраны – это территория вокруг источника питьевой воды, внутри которой устанавливаются особые режимы (ограничение хозяйственной деятельности, контроль возможных загрязнений) для предотвращения ухудшения качества воды.

Проект ЗСО обязательно нужен организациям при бурении новой скважины или запуске водозабора, а также при реконструкции существующих систем водоснабжения. Законодательство (ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») требует установить ЗСО для любых источников питьевой воды, используемых как для собственных нужд предприятия, так и для централизованного водоснабжения населения. (Исключение – технические скважины, не для питьевых целей, им ЗСО не требуется.)

Мы осуществляем весь комплекс работ по проекту ЗСО: собираем данные о гидрогеологических условиях, устанавливаем границы трех поясов ЗСО (строгого режима, ограничений и наблюдения) в соответствии с действующими санитарными правилами. В проект включаются расчёты времени подтока грунтовых вод, описание потенциальных источников загрязнения в районе, мероприятия по защите водоисточника (например, обустройство санитарного поста, охранного ограждения, регулярный мониторинг воды).

После разработки мы организуем санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта в Центре гигиены и эпидемиологии и сопровождаем его утверждение Роспотребнадзором и (при необходимости) региональным министерством экологии. На выходе заказчик получает официально согласованный проект ЗСО и уведомление об утверждении. Наличие ЗСО гарантирует, что ваш источник воды защищен от внешних загрязнений, а качество воды соответствует санитарным требованиям.

Паспорт отходов I–IV классов опасности

Мы оказываем услуги по идентификации и паспортизации отходов вашего предприятия. Паспорт отхода – это документ, содержащий информацию о происхождении, составе, свойствах и классе опасности отхода. Его наличие обязательно для всех отходов I–IV класса опасности, образующихся в деятельности организации (к отходам V класса паспорт не требуется, так как они считаются неопасными). В паспорте указываются результаты лабораторных исследований отхода и присваивается код по ФККО (Федеральному классификационному каталогу отходов). Готовый паспорт опасного отхода действует бессрочно, если не меняется технология образования отхода.

Наши специалисты помогут определить класс опасности отхода: при необходимости проведут лабораторный анализ химического состава, токсичности и иных показателей. Затем мы оформим паспорт по форме, установленной Приказом Росприроднадзора № 102 от 22.05.2019 г. Почему это важно: без паспорта предприятие не имеет права передавать отходы на утилизацию или размещение. Кроме того, надзорные органы используют паспорт для отслеживания обращения отходов – от момента образования до передачи на полигон или переработку.

Мы гарантируем результат – правильно оформленные паспорта избавят вас от проблем с Росприроднадзором и штрафов за отсутствие паспортов (штраф для юрлиц до 250 000 руб. по ст. 8.2 КоАП).

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Для предприятий, образующих значительное количество отходов, мы разрабатываем проект ПНООЛР – нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ПНООЛР – документ, устанавливающий, сколько отходов каждого вида может образовываться на вашем предприятии в течение года и какой объем может быть размещен (складирован) без вреда окружающей среде. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения (Приказ Минприроды № 1029 от 08.12.2020), по которым предприятия крупного бизнеса обязаны иметь утвержденный проект ПНООЛР. Отсутствие данного проекта влечет штраф до 250 000 руб. для организации.

Мы начинаем работу с анализа вашей деятельности: какие отходы и в каком количестве образуются на разных этапах производства. Затем рассчитываем нормативы образования – например, сколько отходов в расчете на единицу сырья или продукции считается обоснованным. Рассчитываем лимиты на размещение – максимальное количество отходов, которое предприятие может временно хранить или отправить на полигоны в год. В проект включаются сведения о передаче отходов на переработку, об использовании отходов вторично, что стимулирует снижение объемов захоронения. Мы подаем проект в территориальный орган Росприроднадзора для согласования (в ряде случаев согласует региональное министерство экологии – зависит от федерального или регионального надзора).

После успешного согласования ПНООЛР вы получаете лимиты на размещение отходов на нормативный срок (обычно 5 лет). Наша экспертиза позволяет учесть все новые методические указания (Приказ Минприроды № 1021 от 07.12.2020) и подготовить проект так, чтобы он был принят надзорными органами без доработок. С ПНООЛР вы избежите штрафных санкций и сможете планировать обращение с отходами в соответствии с законом.

План мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

Для предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферу, мы разрабатываем планы мероприятий на период НМУ. Неблагоприятные метеорологические условия – это периоды (например, штиль, инверсия), когда рассеивание загрязняющих веществ в воздухе ухудшается и может возникнуть смог.
Согласно требованиям законодательства, все организации, имеющие выбросы в атмосферу, обязаны иметь утвержденный план на случай НМУ. С 2020 года мероприятия при НМУ оформляются как самостоятельный документ, который разрабатывается предприятиями I–III категорий и согласовывается с региональными органами власти в области экологического надзора.

В рамках услуги мы анализируем вашу деятельность и режимы работы: какие источники выбросов существуют и насколько они влияют на фоновые концентрации. На основе этого разрабатывается перечень мер при объявлении НМУ: например, снижение мощности или временная приостановка работы отдельных производств, переход на резервные виды топлива с меньшим уровнем загрязнения, усиление фильтрации, увлажнение территорий и т. п. Готовый план НМУ согласовывается в профильном комитете регионального правительства (обычно комитет по природопользованию или экологической безопасности) – мы подготовим заявление и подадим документы от вашего имени. Срок рассмотрения составляет до 30 дней. Отсутствие плана НМУ считается нарушением: для юрлиц предусмотрен штраф до 100 000 руб., кроме того, инспектор может выдать предписание о приостановке выбросов на период НМУ. Благодаря разработанному плану НМУ вы будете готовы к любым неблагоприятным погодным ситуациям и избежите санкций, продолжая работу без угрозы для окружающей среды и здоровья людей.

Экологическое сопровождение и отчетность

Для удобства клиентов мы предоставляем комплексное экологическое сопровождение предприятий, беря на себя ведение необходимой отчетности и взаимодействие с контролирующими органами. Данная услуга особенно востребована средними и малыми компаниями, у которых нет собственного эколога.

Мы поможем вам своевременно сдавать всю обязательную экологическую отчетность:
  • Декларация о плате за негативное воздействие на ОС – расчет экологического сбора и заполнение декларации для Росприроднадзора (ежегодно до 10 марта). Наши специалисты рассчитают плату за выбросы, сбросы и размещение отходов с учетом льгот и коэффициентов, а также подготовят платежные документы.
  • Статистические отчеты 2-ТП – сформируем и подадим формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (водхоз), 2-ОС (охрана окружающей среды) и др. согласно требованиям Росстата. Мы следим за актуальностью форм и правильно заполняем все показатели деятельности предприятия.
  • Отчет по результатам ПЭК – ежегодно до 25 марта подаем отчет об организации и результатах производственного экологического контроля, как требует ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ. В отчете отражаются данные всех проведенных в течение года проверок и измерений.
Кроме того, мы консультируем и сопровождаем при внеплановых проверках, помогаем ответить на предписания надзорных органов, готовим предприятия к экологическим аудитам. Экологическое сопровождение на аутсорсинге позволяет вам сконцентрироваться на основном бизнесе, не рискуя пропустить сроки отчетов или допустить ошибки в документах. С нашей поддержкой ваше предприятие будет полностью соответствовать экологическим требованиям, что снижает риск штрафов и повышает репутацию экологически ответственной компании.

Парниковые газы, климатические риски и ESG

Выполняем расчёт выбросов парниковых газов (ПГ), оценку климатических рисков и подготовку ESG-отчётности в соответствии с требованиями законодательства РФ, международных стандартов и банковских политик устойчивого развития.

Услуга необходима предприятиям при взаимодействии с банками, инвесторами, зарубежными партнёрами, а также при реализации проектов, подпадающих под требования в области декарбонизации, ESG-отчётности и климатических стратегий. Помогаем оценить углеродный след, сформировать план снижения выбросов и подготовить компанию к новым требованиям рынка.